Во вторник поехал на северо-запад области немного полетать и поискать болотных сов по наводке cat_rina.
По Новорижскому шоссе доехал до Шаховской, затем ехал через Раменье, Воскресенское и Дулепово, где асфальт внезапно и кончился - дальше пришлось пробираться через луга по накатанной колее - хорошо, что земля уже подсохла - лужи и просто топкие места оказались вполне проходимыми, а вот весной тут, видимо, проедешь только на тракторе. На полпути к Марково увидел в поле невысокий бугор и решил, что это самое подходящее место для полётов. Погода стояла почти безветренная, только временами по траве пробегали волны от сходящих термических пузырей. А в промежутках между ними стоял почти полный штиль, так что было примерно всё равно, в какую сторону разбегаться - ясно было только, что бежать придётся долго. Ну, дело привычное - со второй попытки я взлетел и полетел в северо-западном направлении, медленно набирая высоту. Подо мной расстилались луга, постепенно опускающиеся к долине речки Русса, к северу темнел лесной массив, частично скрывающийся за пеленой дождя - а к югу и западу безмятежно голубело чистое небо с отдельными кучевыми облачками. От непросохшей лужи впереди взлетела стайка журавлей, чёрно-белыми лоскутками мелькали подо мной чибисы. Рёв мотора заглушал все звуки и звоном отдавался в ушах, так что я не мог слышать их голосов. Не желая сильно удаляться от старта, я стал забирать вправо, прошёл над деревней Марково, полюбовался аистиным гнездом на водонапорной башне (ещё одно было в Дулепово) и над полями к юго-востоку от старта нашёл восходящий поток, с помощью которого быстро набрал 600 метров высоты. Кроме меня, этим же потоком спешили воспользоваться пустельга и канюк - мы долго кружились рядом. Мотор тихонько тарахтел на холостых оборотах, так что я даже мог слышать попискивание вариометра - но как только я потерял поток (его снесло юго-восточнее, а я туда не хотел), снова пришлось газовать, чтобы добраться до машины. Внезапно оказалось, что теперь я лечу против довольно сильного встречного ветра - очевидно, поток набрал силу где-то сзади и заработал как пылесос, пытаясь затянуть меня обратно в свои объятия. Было видно, как сгибаются макушки деревьев и волнуется трава. Я снижался на малом газу, а метрах на 50 выключил мотор, но не рассчитал силы этого ветра и солидно, метров на 50, не долетел. Собав крыло в охапку, поковылял с мотором на спине к машине, а там устроил подробный осмотр техники. Единственное, что удалось засечь - это дырку, прогрызенную каким-то насекомым в ткани купола (её тут же и заделал). Почти сразу, пока не стих ветер, стал готовиться ко второму вылету - но тут всё пошло наперекосяк: порывом ветра меня повалило на спину, так что я оказался в положении перевёрнутой черепахи, устойчиво упираясь в землю втулкой винта и ограждением. Хорошо, что мотор при этом работал на холостых оборотах и винт не вертелся - иначе на этом бы мои полёты и завершились на неопределённый срок. А так я просто выстегнулся из подвески, слез с мотора и принялся оценивать повреждения. На удивление, их почти не оказалось, не считая слегка помятого ограждения, которое выпрямил тут же на коленке. Выручили мягкая земля и центробежное сцепление. Убедившись, что ничего не поломалось, предпринял ещё попытку - и на этот раз взлетел без приключений. Поскольку ветер всё не стихал, а бензина в баке оставалось на донышке, я решил сначала пролететь до Марково на бреющем, а там набрать метров 200 и кружить в районе старта, пока горючее не выработается досуха. Так и сделал. Низами летел на затриммированном куполе, а как набрал 150 - увидел, что завис почти на месте, не пробиваюсь против ветра. Отпустил триммера - и сразу земля поплыла назад. Акселератор решил пока от греха подальше не трогать - слишком мал запас высоты, если что. Восходящих потоков мне в этот раз не попалось, так что я так и болтался метрах на 180, пока мотор не зачихал и после сброса газа не заглох. В этот раз удалось сесть у самой машины.
Новую порцию топливной смеси решил не готовить, хотя и бензин, и масло ещё оставались - слишком уж сильно звенело в ушах после двух сорокаминутных полётов. Проблему требовалось решить как можно скорее - ясно было, что необходим специальный шумозащитный шлем, без него на этом моторе летать нельзя, иначе скоро оглохну. Зимой, в тёплом подшлемнике, вопрос как-то не вставал настолько остро... Также стало окончательно понятно, что комплект "Канарейка+Ракет" - это не самолёт, а именно мотопланер. Улететь на маршрут на нём можно только в очень тихую погоду, но пользоваться восходящими потоками установка практически не мешает, при холостых оборотах винт свободно вращается воздушным потоком и практически не мешает, виражи можно закладывать как на свободном крыле. Сделав такие выводы, сложил купол, разобрал ограждение, загрузился в "Джимник" и поехал дальше по маршруту - Марково - Софинское - Калицыно - Вяхирево - Курятниково - оттуда повернул обратно на юг, в сторону Лотошино, но не поехал через город, а обогнул его по маршруту Макарово - Нововасильевское - Новошино, а оттуда через Гаврилово и Шубино направился к Лотошинскому рыбхозу. Там в лесу за Телешово и переночевал. Хотел на закате сходить на старую вырубку, послушать козодоев - но был атакован таким полчищем комаров, что позорно бежал с полдороги. Утром прокатился по рыбхозу, заехал в Чащь на поле с бормотушками, где летал на прошлой неделе, потом вернулся и через Борки выехал на дорогу к Волоколамску. Там случилось последнее ЧП в этом походе - внезапно, без объявления войны, сдох автомобильный аккумулятор. Слава Богу, случилось это уже на асфальте - водитель встречной "Шнивы" помог завести мотор на буксире, так я его и не глушил потом до самой Москвы.
Теперь, собственно, о птичках. Ну, что северо-запад области - царство белого аиста - я знал давно. С воздуха мне было видно как минимум два жилых гнезда, а возле деревни Новошино встретилось целых три птицы в одном месте - двое уселись на крышу какого-то кирпичного строения у дороги, потеснив оттуда выводок воронов, а третий взирал на всё это с верхушки опоры высоковольтной ЛЭП.
В остальном всё оказалось довольно обычным. На удивление мало соловьёв, зато бормотушек много не только на поле у Чащи - похоже, они тут обычны вообще во всех подходящих местах, причём селятся не в кустах, а именно на лугах, среди высокой травы. Я наконец научился сносно распознавать их песенку - практически единственный надёжный признак, ведь внешность у них настолько неприметная, что надёжно опознать бормотушку без голоса - задача не из простых. Чтобы не быть голословным - вот два фото. На них - птички не только разных видов, но и разных родов. Я точно знаю, кто тут где, поскольку слышал голоса этих певцов. Но если бы мне показали только фото - сказал бы, что птицы одинаковые. Вот, пожалуйста - найдите два... да блин, хоть одно отличие найдите!
(Слева - бормотушка, справа - болотная камышевка).
Ещё бормотушка. Та же самая, если что. Желтоголовая трясогузка. Попалась случайно во время охоты на бормотушек. Деревенская ласточка собирает на дороге материал для гнезда. Но что это мы всё о мелочи... Вот такие необычные водоплавающие теперь водятся на Лотошинском рыбхозе. Кто не понял - это серая цапля решила поохотиться вплавь. Ещё из интересного мне там попалось несколько свиязей и пара серых уток. А вот болотных сов я так и не нашёл.