dipperman (dipperman) wrote,
dipperman
dipperman

Categories:

На привязи

Что вчера был не мой день, я мог бы догадаться сразу, как только приехал на поле возле деревни Пешки. В пол-двенадцатого в поле зрения не наблюдалось никаких признаков жизни, хотя на сайте клуба МАИ оптимистично красовалась запись, что полёты начнутся в 11. Одноклубники, заночевавшие тут с субботы, только-только собрались завтракать.
Первые телодвижения на предмет полетать начались после двенадцати. Выбрали место для старта на бугре посреди поля - и всё бы хорошо, да только трава там вымахала по пояс - ни крыло не разложить, ни разбежаться. А что бегать придётся, было понятно сразу - ветер с юга едва дышал, переиодически переходя в полный штиль. Иногда, впрочем, налетали внезапные порывы - видимо, когда рядом образовывался восходящий поток. Делать нечего - поехали в деревню за косой. Коса нашлась у какого-то местного деда, и когда мы привезли её на старт, живописно примотав к верхнему багажнику "Нивы", туда успело подъехать ещё несколько машин, и одна "Киа" уже грустно сидела задом в канаве, куда свалилась задними колёсами при неудачной попытке развернуться на узкой полевой дороге. Пока доставали её, пока обкашивали площадку для старта и заводили трос, пока потом отвозили косу назад хозяину... в общем, к трём часам дня полёты худо-бедно начались.


Когда готовился к старту, получил явное предупреждение свыше - обнаружил протёртую оплётку сразу на двух стропах первого ряда - прямо на петлях, которыми они крепятся к мольям. Судя по подплавленным волокнам, где-то ухитрился резануть по ним другой стропой. Позвал обоих наших гуру, устроили консилиум, подёргали за стропы и решили коллективным разумом, что прямо сразу оторваться они не должны, хотя при первой возможности их лучше заменить. На том и порешили. Потом меня подцепили к тросу, я пробежал метров десять (последние пять - по густой траве) и полетел. На затяжке крыло дёргало туда-сюда, пару раз пришлось даже ловить несильные клевки - но после отцепа найти серьёзный восходящий поток так и не получилось, так что проболтавшись над полем минут пять пришлось заходить на посадку, причём почти в самый последний момент меня потащило-таки вверх - но было поздно, мои ноги уже почти чертили по верхушкам травы.
На земле не стал терять времени зря, наложил на раненые стропы бандажи из ниток и стал готовиться ко второму полёту. Несмотря на то, что солнце исправно нагревало землю и пузыри тёплого воздуха, судя по изменениям силы и направления ветра, исправно срывались с неё то здесь, то там, подняться высоко и куда-то улететь в этот день никому так и не удалось. Да и хищные птицы - лучший индикатор восходящих потоков - не стремились парить под облака, хотя и присутствовали в поле зрения.  То болотный лунь деловито куда-то пролетит, то канюк проплывёт, покачиваясь, вдоль кромки леса - но совсем не высоко, явно ловя своими широкими крыльями слабенький динамик от деревьев, которого худо-бедно хватает ему, но слишком мало для нас. Пустельга возле деревни тоже не пыталась парить, а просто висела на одном месте, трепеща крыльями, пролетала немного - и опять зависала.
Когда подошла моя очередь лететь второй раз, солнце уже ощутимо клонилось к закату - было часов шесть, так что я не ждал никаких сюрпризов и предвкушал спокойный полёт "в молоке". Однако на затяжке меня опять начало мотать из стороны в сторону, только успевай рулить - а усилившийся ветер довольно бодро помогал лебёдке, тащил вверх. И вот высота - триста с лишним метров, да и лебёдка уже почти подо мной - пора отцепляться. Дёргаю ручку, вижу, как отцепка слетает с кольца троса - но параплан ведёт себя как-то не так. Кажется, что крыло медленно заваливается вперёд, словно какая-то сила продолжает тянуть меня вниз - и теперь уже назад. Пытаюсь посмотреть вниз через край подвески - но она мешает, я не вижу, куда делся трос. И тут в рации раздался голос - "... отцепляйся, отцепляйся!" Значит, так и есть - трос зацепился за что-то и продолжает связывать меня с лебёдкой. То-то вариометр продолжает весело попискивать, сообщая, что меня поднимает - я теперь уподобился воздушному змею на ниточке, только, в отличие от него, у меня есть собственная горизонтальная скорость - и она выше, чем скорость ветра. Значит, если продолжать лететь прямо, я скоро пролечу над лебёдкой, и трос будет тянуть меня назад - а крыло, продолжая лететь вперёд, войдёт в неуправляемое пикирование. И если повернуть назад, произойдёт то же самое - только ещё быстрее, ведь тут моя скорость будет складываться соскоростью ветра. Значит, надо поворачивать и кружиться на месте. С этой мыслью затягиваю клеванту и вхожу в вираж, одновременно помогая весом и перегибаясь через борт подвески, чтобы всё-таки разглядеть - чем это я зацепился. Как только повернул на 90 градусов, трос с полощущимся парашютиком появился в поле зрения - и стало видно, что узел на его конце зацепился за планку акселератора, причём сидит там весьма непрочно, удерживаясь исключительно за счёт силы постоянного натяжения. По счастью, это натяжение постоянно, но невелико - по крайней мере, акселератор не вытянулся, и планка по прежнему почти прижата к подвеске. Я даже мог бы попытаться отцепить застрявший узелок рукой, но для этого нужно бросить по крайней мере одну клеванту - а вот этого я как раз сделать и не могу - параплан кренится в вираже, руки заняты. Однако после пары полных оборотов я вижу, что ситуация некоторым образом стабилизировалась - повернув от лебёдки, я начинаю терять высоту, но быстро и опасно натягиваю трос, а развернувшись к ней - сразу опять "всплываю" на те же метры, что только что сбросил. Чем-то это напоминает управление кайтом - вот только им обычно управляют с земли... Значит, нужно всё-таки попробовать отцепиться. Делаю ещё один разворот, встаю лицом на лебёдку, бросаю клеванты - порядок, вроде лечу прямо. Подцепляю планку акселератора ногой и подталкиваю к судорожно вытянутой вниз левой руке. Вот пальцы касаются застрявшего узла... миг - и я свободен!
А вот если бы акселератор был хуже закреплён и натяжение троса выжало бы его до крайнего положения, всё могло бы оказаться значительно сложнее. Возможно даже, имеет смысл впредь возить с собой стропорез.
Обо всём этом я размышлял, неспешно заходя на посадку  - высоты у меня было предостаточно для расслабленной воздушной прогулки до штатной посадки возле точки старта. На земле выяснилось, что весь полёт не занял и десяти минут. А больше всего обидно мне было, что в этот раз летал я без видеокамеры - из-за собственной рассеянности взял саму камеру, но забыл дома устройство для её крепления на шлем. Я же говорю - не мой день.

Tags: Пешки, парапланы, птицы
Subscribe

  • Приятного аппетита

    Животным безразлично наше представление о том, что им положено делать, а что нет.

  • Как споткнуться на ровном месте

    Бывает так - считаешь, что в какой-то области переел если не всех собак, то бОльшую часть, и с полным основанием можешь считать себя профессионалом.…

  • Пастушок и его "спасатели"

    На незамерзающей речке в одном из московских парков фотоохотник обнаружил зимующего водяного пастушка. Случилось это в начале февраля, так что…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments