dipperman (dipperman) wrote,
dipperman
dipperman

Category:

Олудениз-2010, продолжение-2

Итак, пришла пора закрыть тему моих полётов в Олуденизе-2010. Беда в том, что своей нашлемной видеокамеры у меня пока нет, а фотографии, да ещё и с земли, совершенно не передают тех ощущений, которые испытываешь, болтаясь под взбесившимся куполом. Впрочем, за меня всё давно уже сделали другие. Вон там, под катом - довольно симпатичный видеоролик, снятый в том же самом месте в 2007 году. Вся разница, что нижний старт ещё не вымощен брусчаткой и щеголяет в своём первозданно-щебнистом виде, а садился автор не в Олуденизе, а в соседнем посёлке - Ликии (вот она на фото между моих растопыренных коленей).


На видео пилот взлетает, выполняет спираль, заходит на посадку и садится. Ничего особенного, и опытных парапланеристов это ролик вряд ли чем-то заинтересует. Я выбрал его из-за того, что всё, что можно видеть на экране, очень похоже на то, что я видел и проделывал сам.

Спираль (по английски - spiral dive) делают, если нужно как можно быстрее снизиться. Хорошо "закрутив", можно валить вниз более чем вдвое быстрее, чем в b-срыве. В то же время, эта фигура связана с большими физическими нагрузками, а неумелое выполнение её (особенно в момент выхода) чревато большими неприятностями. В спираль войти тем легче, чем выше скорость, так что в начале параплан надо как следует разогнать, полностью распустив клеванты (у "Инфинити" отчётливо видно, что стоит только чуть тронуть ручки - и задняя кромка начинает подгибаться и тормозить - это работает фирменная система AFS). Так что утыкаю клеванты в блочки и смотрю, чтобы задняя кромка полностью расправилась, а потом заваливаюсь в поворот, продолжая держать "внешнюю" руку наверху. И - вот оно: параплан ввинчивается в воздух, всё сильнее опуская нос к земле. Свист ветра в стропах переходит в рёв, море и берег мелькают, сменяя друг друга, перегрузка вдавливает в сиденье так, что трудно удержать голову прямо. Теперь нужно подтянуть и внешнюю клеванту, чтобы не дать аппарату сыпаться вниз черезчур быстро. Чем сильнее я тяну - тем выше поднимается "внешняя" консоль крыла, и аппарат, только что стоявший воздухозаборниками вниз, теперь кружится под углом 45 градусов к горизонту. Чуть сильнее внешнюю - и перегрузка падает, параплан выходит из спирали - а моя тушка, набравшая инерцию, тут же пытается улететь из-под него вперёд, прокачнувшись на стропах на манер маятника. Потом следует энергичный клевок, иногда купол даже хлопает, если не успеть его "поймать" над головой - и переходит в нормальный полёт. Пожалуй, из всех упражнений SIV-курса спираль - самое эффектное и впечатляющее.
Однако больше всего я боялся не её, а упражнения под названием full stall - полный срыв потока, или "задний свал". Его нам предусмотрительно приберегли напоследок. В тот день мне выпало лететь первому, и, похоже, мой мандраж почувствовал даже параплан. И по-своему решил помочь: уже после взлёта по радио передали - на стропе завязка! Я в беспокойстве принялся осматривать "уши" купола, но там всё было в порядке. А завязка притаилась на внутренней левой стропе b-ряда, я её заметил далеко не сразу. Вообще-то на лётные качества эта маленькая петелька почти никак не влияла, но я с облегчением доложил о ней на землю и пошёл на посадку. "Канарейка" летела почти как обычно, только по левым свободным концам временами прокатывались волны мелкой дрожи. Что особенно забавно - сразу после приземления завязки я уже не нашёл - распуталась сама собой, как только на стропе исчезло натяжение. Зато теперь с безопасной земли мог наблюдать, как задний свал успешно выполнили другие пилоты, и после обеда, когда мы снова поехали на гору, уже не так трясся. Взлетел, вышел над морем, доложил о готовности. Притормозил купол, вытянув клеванты так далеко вниз, как никогда не решался раньше сделать в воздухе, подогнул ноги, уцепившись пятками за протектор подвески и расставив колени, и по команде вытянул клеванты ещё дальше, на всю длину рук. Вверх не смотрел, но отчётливо ощутил момент, когда крыло потеряло опору о воздух и "сдулось", проваливаясь назад и вниз. Меня болтало и трясло, колени мелькали на фоне неба, купол пульсировал над головой, то сжимаясь в комок, то загребая "ушами", словно пытаясь уцепиться за небо. После очередного рывка вперёд,когда он опять приготовился хлопнуть и отпрянуть за спину, я по команде бросил руки с зажатыми клевантами вверх. Параплан с шумом раскрылся, рванул стропы, клюнул вперёд - и падение превратилось в полёт. Самым страшным моментом во всём упражнении, как всегда, оказалось самое начало - когда требовалось, пересиливая страх перед неизвестностью, решительно зажать обе клеванты как можно ниже, в то время как инстинкт отчаянно вопит "нет!"
Преодоление страха перед задним свалом - штука очень важная, но в смысле психологической подготовки мне, пожалуй, ещё больше дало асимметричное сложение с удержанием и компенсацией. Это сравнительно простое упражнение представляет собой фронтальное сложение, выполненное на одной половине купола. При этом на оставшейся половине вполне возможно продолжать управляемый полёт, что мы и проделывали. Теперь, когда я собственными глазами и всеми остальными органами чувств убедился, что мой аппарат бодро летит вперёд, несмотря на то, что больше половины купола болтается, точно мятая тряпка, душа у меня уже не будет уходить в пятки при виде внезапно хлопнувшего "уха".
Ещё одно упражнение, которое мы делали, тоже готовит к ситуации, в которую каждый может попасть внезапно - это так называемый "негатив". Как и спираль, начинается всё с полёта по кругу, только если для спирали нужна скорость, то тут, наоборот, следует притормозить. И крутиться почти на месте плоско, без крена - пока наконец на внутренней консоли не произойдёт срыв потока. Если хорошо понимаешь крыло - почувствуешь начало срыва, отпустишь клеванты - и сразу полетишь прямо. Проворонишь начало - закрутит, стропы схлестнутся над головой, может даже образоваться "галстук" (когда кусок купола застревает в стропах). В общем, "негатив" - это ситуация, к которой нужно быть готовому и реагировать быстро. Впрочем, мой параплан в силу особенностей характера всё-таки даёт немного времени на размышление. Производное от "негатива" - боевой разворот, который выполняется из полёта по прямой резким затягиванием одной клеванты. Тут главное - вовремя клеванту отпустить, потому что стоит увлечься - и разворот получится на 360 градусов (а там и до негатива недалеко).
Tags: Олудениз-2010, Турция, авиация, парапланы, фото
Subscribe

  • Луна и луниха

    Однажды один далёкий от зоологии человек признался мне, что в детстве выражение "седой как лунь" связывал исключительно с Луной, поскольку…

  • Мимими... точнее, пи-пи-пи

    Кормление инкубаторных лысушат в зоопарке

  • Воробьи освоили смежную специальность

    Московские воробушки в очередной раз показывают чудеса приспосабливаемости. То ли из-за тотального выкашивания газонов с наземными насекомыми правда…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments