dipperman (dipperman) wrote,
dipperman
dipperman

Олудениз-2010, продолжение


Продолжаю рассказ о поездке в Турцию. Перехожу к тому, ради чего мы туда, собственно, и приехали - к программе SIV. Сам термин этот, если не ошибаюсь, французского происхождения и расшифровывается как "Simulation d'Incident en Vol", то есть "Имитация инцидентов в полёте". Суть в том, что параплан специально вводят в разнообразные критические режимы, в которые  в обычном полёте тоже можно угодить из-за собственных неправильных действий или просто влетев в какое-нибудь атмосферное возмущение. Если стряслась такая беда, пилот должен в первую очередь понять, что с ним произошло, и во вторую - адекватно среагировать. Вот для того, чтобы этому обучиться, и нужен SIV-курс. И ещё для того, чтобы при каждом хлопке купола душа не проваливалась в пятки - ведь пугает прежде всего неизвестность, то, что уже хоть раз испытал, уже не так страшно. Кроме собственно "инцидентов" изучаются и некоторые приёмы пилотирования, которые пилоты применяют сознательно, но которые также требуют особенно ответственного выполнения и способны жестоко "наказать" за ошибку.
Мест, пригодных для такого обучения, в мире не так много. Ведь SIV обязательно должен проводиться над водой (в которую, если что пойдёт не так, падать значительно мягче), и при этом для него нужен солидный запас высоты - в идеале не меньше километра. Так вот, Олудениз - как раз и есть одно из таких мест.
7 октября мы не летали из-за дождливой и ветреной погоды, а 8-го погода наладилась и мы, наконец, приступили. В первый день отрабатывали b-срыв и фронтальный подворот. Первое - это как раз не имитация нештатной ситуации, а приём пилотирования. Применяется для быстрого снижения, делается элементарно: достаточно приподняться на сиденье, ухватиться покрепче за вторые спереди ряды строп (b-ряды) и со всей силы потянуть их вниз - и держать. Единственный нюанс, который я усвоил уже в процессе упражнения - браться за стропы нужно таким образом, чтобы большие пальцы смотрели вниз. Если сделать наоборот, вытянуть их на нужную длину будет существенно труднее. Никакими особыми "спецэффектами" со стороны купола сей манёвр не сопровождается - просто чувствуется, как аппарат проседает и почти перестаёт лететь вперёд. Вертикальная скорость, которую мне удалось развить таким образом, составила 4,7 м/сек. Говорят, "пляски" могут начаться, если неправильно выходить из этого режима - не бросить стропы резко, а начать медленно отпускать. Но мы этого не проверяли, а при правильном выходе параплан как ни в чём не бывало летит дальше.
Фронтальный подворот - это уже именно инцидент. Штука довольно распространённая, случается она, если воздух начинает набегать на мягкое крыло параплана не снизу, а сверху. Например, летели мы в восходящем потоке и выскочили из него в нисходящий. Или просто слишком сильно раскачали купол по тангажу. Передняя кромка крыла загибается вниз, воздухозаборники сминаются, аппарат теряет опору о воздух и проваливается, теряя несколько метров высоты. Имитируется эта ситуация так: берёмся за самые передние ряды строп (a-ряды) и хорошенько дёргаем вниз - и тут же бросаем. Врать не буду - в первый раз проделать такое в воздухе было жутко. А оказалось совсем не страшно - провалившись вниз, купол тут же раскрылся снова с мягким хлопком. В общем, первые два упражнения ни у кого затруднений не вызвали (забегая вперёд, скажу, что и со всеми остальными наша команда расправилась успешно - никто даже не искупался в море вместе с парапланом, что, по словам инструктора, бывает далеко не каждый год).
Второй полёт в тот же день задержался из-за ветра. Сидели на горе, следили, как Солнце опускается к горизонту, и досидели почти до темноты. Когда я взлетел, из моря торчал только крошечный кусочек медно-красного диска, а когда оказался над морем - в темноте было уже не видно даже цифр на вариометре. Только его бодрое попискивание давало понять, что ощущения меня не обманывают и я действительно поднимаюсь: нагретые за день скалы отдавали тепло, а ночной бриз оттягивал восходящие потоки в сторону моря. Внизу сиял огнями Олудениз, набережная была освещена как настоящая ВПП. А вот кругом разливалась чернота - в которой, как я знал, кружились ещё три параплана. Чтобы внезапно не встретиться с каким-нибудь из них, я сложил "уши" и заскользил, снижаясь, в сторону лагуны на противоположном конце бухты. Над лагуной расправил крыло и убедился, что здесь восходящего потока уже нет. Зато отсюда очень удобно было строить посадочную глиссаду, что я и проделал.
На следующий день с погодой снова не повезло - с утра ветер свистел вовсю, к тому же на горе стоял собачий холод - было не больше 12 градусов. Полетать удалось только вечером, без всяких упражнений. А вот дальше погода вновь наладилась, и мы полетели делать спираль - впрочем, она заслуживает отдельного рассказа.
Tags: Олудениз-2010, Турция, авиация, парапланы, фото
Subscribe

  • Луна и луниха

    Однажды один далёкий от зоологии человек признался мне, что в детстве выражение "седой как лунь" связывал исключительно с Луной, поскольку…

  • Как хозяин горы меня к себе не пустил

    В Москве опять филиал преисподней, а раз так - особенно приятно вспомнить прохладный Кольский, с его быстрыми реками и горными тундрами. Я ездил туда…

  • Рожки и ножки

    Я когда-то уже высказывал простое соображение - удача фотоохотника непредсказуема. Можно поехать за тридевять земель, безумно превозмогать лишения и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments