dipperman (dipperman) wrote,
dipperman
dipperman

Categories:

Вторая часть отчёта - полётная

Про птичек я уже написал - но всё-таки основной целью этой поездки были не они, а обучение полётам на параплане. И с этой точки зрения поездка, несомненно, удалась. Впрочем, за приобретённый опыт пришлось заплатить - но мне несказанно повезло в том, что платить пришлось только лишь повреждённой матчастью, а не собственными руками-ногами-головой. Впрочем, не буду забегать вперёд...
Как я уже писал в предыдущем посте, второго, третьего и первую половину четвёртого мая дул ветер такой силы, что о парапланах можно было сразу забыть. Но вот к середине дня 4-го он наконец стих, и мы стали готовиться к полётам.
На горе над восточной окраиной Новороссийска можно рассмотреть полуразрушенное строение. Когда-то это был ресторан «Семь ветров» - говорят, в своё время в нём любил бывать сам Леонид Ильич Брежнев. Именно оттуда мне предстояло в первый раз поднять в небо первый собственный купол – пепельно-рыже-лимонную «Инфинити-2», мою «Канарейку».

Вид со старта открывается действительно потрясающий. Как на ладони – вся Новороссийская бухта, причалы, военные корабли и грузовые суда в порту, серпантин горной дороги.
Впрочем, с летящего параплана всё выглядело ещё более захватывающе. В первом полёте я осторожничал, не пытался набирать высоту и сразу полетел на посадку (прямоугольный «плац» на берегу, который хорошо видно на правой половине фото), где инструктор по рации «вёл» меня до самой земли.

Во второй раз, однако, осмелел – восходящие потоки то и дело поддавали то под одну, то под другую консоль крыла, дёргая за карабины подвески, приглашая полетать подольше. Поднимало практически везде – пройдя несколько раз вдоль склона, я с удивлением обнаружил, что развалины ресторана уже заметно ниже меня. «Канарейка» вела себя идеально – на каждое движение клевант и смещение веса отвечала именно так, как я и ожидал. Казалось, так можно летать бесконечно – но в рации зазвучал командирский голос – пора, мол, садиться. В этот раз меня уже не вели, я садился самостоятельно, и сразу же допустил ошибку – подойдя к площадке с большим запасом высоты, принялся сбрасывать её не над ней, а ещё на подступах – и в результате на глиссаде прошёл в какой-то паре метров над забором. Сделав в мыслях отметку больше так не поступать, начал готовиться к третьему полёту. И вот тут всё с самого начала пошло не так. Уже при старте я провалился вниз и почувствовал, что воздух как-то перестал держать. То ли ветер ослабел, то ли термик куда-то переместился – но я шёл в каких-то 50-70 метрах над дорогой, и прекрасно рассмотрел ползущий по ней навстречу милицейский «Жигуль», который, очутившись подо мной, пронзительно взвыл сиреной. Не придав этому значения, я полетел дальше, держась над самым гребнем отрога – там, как мне показалось, ещё немного поднимало. Но сделав пару галсов, я понял, что только потерял высоту. Развернувшись в сторону посадки, я ещё надеялся туда долететь, но над границей города стало ясно – не дотяну. И вот тут я сделал глупость. Вместо того, чтобы подобрать площадку перед домами и сесть там, я зачем-то продолжал лететь в сторону штатной посадки (возможно, тут сыграло роль то, что подсознательно я не решался изменить план полёта без команды инструктора – а он как раз в этот момент разбирался с подъехавшей милицией). Единственное, что я сообразил-таки сделать – отыскал внизу среди моря крыш, заборов и огородов узкую улочку, ведущую в нужном направлении, сместился в ту сторону и полетел над ней. Возможно, это решение спасло мне если не жизнь, то пару-тройку костей. Потому что на маневрирование я израсходовал ещё несколько метров высоты, и в результате приземлился на тротуар перед проходящей по берегу улицей, не долетев до троллейбусных проводов. Я-то приземлился относительно мягко, а вот купол живописно и с сочным хрустом развесился на придорожном фонарном столбе… В довершение безрадостной картины, едва я вылез из подвески и доложился по рации, что жив и даже не пострадал, к «столбу позора» подкатил ещё один «ментовоз». В общем, полётный день закончился в местном отделении милиции. Оказывается, в Новороссийске ждут Путина и по этому случаю всё местное начальство стоит на ушах, а всякие полёты приказано прекратить до выяснения… Впрочем, вскоре всех отпустили, и даже меня, поскольку при моём столкновении со столбом последний нисколько не пострадал. 
Вечером я разложил на травке свой несчастный параплан и принялся оценивать понесённый ущерб. Оказались разорваны две нижние секции обшивки крыла и порвано несколько строп. На месте отремонтировать такие повреждения было невозможно. Я совсем уж приготовился ехать на следующее утро в Москву, когда выяснилось, что удача по-прежнему со мной: в машине у нашего инструктора нашёлся ещё один купол, учебный «Бодигард», который он согласился выдать мне до конца сборов. Отъезд откладывался, на горизонте замаячила перспектива новых полётов!


Шестого мая поехали летать в Геленджик. Со старта открывался вид на недостроенный аэродром, Геленджикскую бухту, поля и виноградники. Мой «Бодигард» оказался размера «S», то есть я своим весом нагружал его почти по максимуму, из-за этого он сделался не таким задумчивым, как обычно, и управлялся почти как «Инфинити». К третьему полёту я почувствовал себя на нём настолько уверенно, что заткрутил свою первую настоящую термическую спираль и выбрался выше точки старта метров на 50. Помню, как перевешивался через край подвески, уцепившись взглядом за растущий на гребне кустик, покрытый белыми цветами. Вчерашнее происшествие не прошло даром – я постоянно ловил себя на мысли, что боюсь потерять высоту, и при малейших признаках «слива» сразу разворачивался на посадку.
Седьмого мая мы планировали продолжить полёты в том же месте, однако истерика местных властей по поводу прибытия высокого гостя продолжала шириться – по прибытии нас оттуда вежливо «попросили», и пришлось перемещаться на другую гору – к «Мегафону», как её прозвали местные за соответствующую рекламную надпись на склоне.

И всё бы ничего – только вот старт там уж больно неудобный – сразу за крошечной наклонной площадкой, где еле хватает места разложить купол, начинаются густые заросли. А ветерок меж тем сегодня дул посильнее вчерашнего. В общем, у меня первый полёт снова начался с приключений – порывом оторвало от склона, потащило вбок, и когда я развернулся, первое что увидел – несущаяся навстречу крона дерева (одного из вон тех, в левом углу снимка). Успел поджать клеванты, купол «вспух», ветки царапнули по подвеске, остальные кроны провалились вниз – и дальше полёт проходил нормально. Как и два последующих. Если вчера я осваивал термический подъём, то сегодня удалось полетать в динамике, и тоже подняться над стартом. Только теперь я точно знал, на сколько именно – ибо наконец, победив жабу, приобрёл альтиметр-вариометр, и бесстрастный прибор чётко оценил величину моего достижения – 20 метров.
Восьмого мая ветер ещё усилился, так что его порывы ощущались даже возле нашего, прикрытого со всех сторон склонами кемпинга. Летать сегодня поехали в Благовещенскую - во всех прочих местах погоды не было. Впрочем, когда мы приехали туда, ветер временно стих, и я сперва немного поиграл с куполом на перегибе, а потом слетел вниз. Потом немного посвежело, я полетел опять, но меня скоро затянуло в береговую ложбину, где пришлось сесть. Потом набежали тучи, брызнул дождь - и только к вечеру, часам к 19, всё разгулялось и задул ровный бриз. Я долго распутывал параплан, потом опустил его немного по склону и взлетел в третий раз - но сделал всего 2 галса, и при расхождении с другим парапланеристом отошёл от склона, вывалился из динамика и сел на пляж. Сбрал купол, вернулся к старту и с помощью товарища взлетел опять - и вот наконец теперь мне удалось продержаться в воздухе подольше. Я радостно летал галсами вдоль склона, периодически выпаривая метров на 10 выше него, расходился с другими пилотами и радовался жизни. Правда, иногда тихоходный "Бодигард", стоя перпендикулярно берегу, продолжал висеть на месте, не удаляясь от склона - но всё-таки за гребень меня не сдувало. Кончилось тем, что я снова отошёл от склона слишком далеко и сел на пляж.
Девятого мая был запланирован день отъезда. Утром на море небольшое волнение, пасмурно. Съехали из кемпинга, поехали в сторону Благовещенской, но по пути переориентировались на Анапу. Там старт представляет собой небольшую площадку на восточной окраине города, на самом краю 40-метрового почти отвесного склона, так что взлетать мне было страшновато - но зато собственно полёт оказался очень лёгким и приятным - летишь себе по-над краем обрыва, любуешься морем и панарамой Анапы, параллельно в том же динамике парят серебристые чайки, ниже вдоль обрыва скользит рыжая степная пустельга. Главное - не улетать далеко в море (чревато посадкой на воду) и не соваться за перегиб берега (чревато попаданием в завихрение - "ротор"). Опытные пилоты, впрочем, на моих глазах проделывали и то, и другое - ну так на то они и опытные, а мне пока очень страшно было потерять высоту - тем более на "казённом" аппарате и с билетом на поезд в кармане. Впрочем, над кромкой меня пару раз немного цепляло, купол хлопал ухом, но честно продолжал лететь прямо - нагрузка на клеванте пропадала буквально на долю секунды. Влево от старта через несколько сотен метров берег становится ещё выше, из него выступают острые гребни-контрфорсы - над ними поднимало лучше всего. А потом обрыв загибался в море, так что ветер дул уже почти вдоль него. Туда я не залетал. Садиться здесь следовало в точке старта, рассчитав запас высоты таким образом, чтобы и не повиснуть на деревьях, растущих сразу за площадкой, и не усвистеть обратно за край обрыва (тот редкий случай, когда и у безмоторного аппарата есть возможность сделать несколько заходов - за обрывом можно снова встать в динамик и опять набрать высоту). Всего я совершил 3 полёта, наверное минут по 10-20 - с чувством времени в воздухе у меня пока не очень, а прибор я не брал с собой, опасаясь посадки в море. Первый раз меня заводил на посадку по рации опытный пилот Сергей, второй и третий я садился сам, тут уже всё вышло куда грубее - оба раза проехался на заду, а в крайнем полёте ещё и развесил купол на ореховом деревце (без повреждений). Но зато, пожалуй, именно в этот день мне довелось пробыть в воздухе дольше всего.
 
Tags: Чёрное море, авиация, парапланы, фото
Subscribe

  • Цветы на песках

    Дрон, жужжа, поднимается в утреннее астраханское небо. Насколько хватает его электронных глаз - кругом степь и озёра. Столб дыма на заднем плане…

  • Астрахань - птицы над степью

    Степные жаворонки Melanocorypha calandra встретили меня ещё в Волгоградской области. Это крупные (с дрозда), длиннокрылые птицы, совершенно не…

  • Рыжие

    Эта поездка в астраханские и калмыцкие степи среди прочего запомнилась каким-то невероятным количеством курганников (Buteo rufinus). Среди других…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • Цветы на песках

    Дрон, жужжа, поднимается в утреннее астраханское небо. Насколько хватает его электронных глаз - кругом степь и озёра. Столб дыма на заднем плане…

  • Астрахань - птицы над степью

    Степные жаворонки Melanocorypha calandra встретили меня ещё в Волгоградской области. Это крупные (с дрозда), длиннокрылые птицы, совершенно не…

  • Рыжие

    Эта поездка в астраханские и калмыцкие степи среди прочего запомнилась каким-то невероятным количеством курганников (Buteo rufinus). Среди других…