?

Log in

No account? Create an account
Полевой дневник по-новому
Почему не нужно "спасать" птенцов, которые "выпали из гнезда". 
29th-May-2009 11:41 pm
Dipper
Общественность убедила меня в том, что всё-таки имеет смысл выложить сюда эту статью, написанную в своё время для сайта Московского зоопарка (откуда её почему-то удалили). Тем более что время сейчас самое подходящее - совсем скоро леса и поля заполнятся слётками, которых потащат оттуда всякие самозваные "спасатели". Так вот, им ниже расположенный текст и посвящается:
Подобные истории повторяются каждое лето. Гуляя в парке, возле дачи в лесу или около речки (нужное вписать, ненужное вычеркнуть) сердобольные, но мало сведущие в биологии люди находят «бедного птенчика», который «потерял родителей». Горя желанием совершить доброе дело, они тут же хватают бедного крошку и тащат к себе домой, чтобы накормить и окружить заботой, а потом, когда он окрепнет – конечно же, выпустить на волю. А дальше начинается кошмар. «Спасённый» птенец сначала почему-то наотрез отказывается от заботливо предложенных ему хлебных крошек, ни в какую не соглашается сидеть в искусственном «гнёздышке», которое для него приготовили, в панике шарахается от рук и норовит забраться куда-нибудь в тёмное место. Иногда после длительных мучений птенца всё-таки удаётся накормить, и даже – о, радость! – по прошествии некоторого времени он начинает сам выпрашивать пищу, трогательно открывая ротик и трепеща крылышками. Но вот только на следующий день у него начинается понос, птенец слабеет и в конце концов гибнет. Тут уж начинаются охи, ахи – «как жаль, что не удалось спасти». Но дело-то в том, что чаще всего в такой ситуации спасать птенца нужно было только от самих «спасателей».
Теперь попробуем взглянуть на ситуацию под другим углом – итак, что же произошло на самом деле? У большинства певчих птиц, населяющих наши поля и леса, птенцы покидают гнездо в таком возрасте, когда они ещё не умеют летать. Биологический смысл такого поведения прост – хищник, обнаруживший гнездо с птенцами, неизбежно уничтожит их всех. А вот если птенцы уже покинули гнездо и спрятались поодиночке в его окрестностях – тогда он, вполне возможно, найдёт одного – двух, а остальных пропустит. Следовательно, для птенцов имеется прямой смысл покинуть гнездо как можно раньше. Такие птенцы называются слётками. Внешность их достаточно характерна – они выглядят кургузыми (хвост ещё не вырос) и «желторотыми» (клюв окружён птенцовыми валиками – они как бы очерчивают открытый рот и указывают родителям, куда следует запихивать принесённый корм), только-только раскрывшиеся перья могут не везде прикрывать тело – однако у них уже открыты глаза, и они способны как минимум сидеть на ветке или стоять на земле, опираясь на лапки. При испуге такие птенцы замирают неподвижно, затаиваются, иногда при этом даже позволяют взять себя в руки.

Слёток дрозда-рябинника

Слёток зарянки

Слёток синицы-лазоревки
Если вы нашли где-нибудь такого птенца – самое разумное что можно сделать – это отойти подальше и не беспокоить его. Родители обязательно найдут его и покормят. Если место кажется вам слишком опасным – например, птенец сидит на дорожке парка или на проезжей части – можно отнести его в ближайшие кусты или посадить на невысокую ветку. 
Если же эта статья попалась вам на глаза уже после того, как вы принесли птенчика домой – необходимо тут же, немедленно отвезти его обратно, туда где вы его взяли, и выпустить – но только точно в то же самое место, плюс-минус несколько метров, иначе родители его не найдут, а сам он позаботиться о себе ещё не способен. Просто выпустить в лес такого птенца – значит обречь на смерть. Если же по какой-то причине вернуть слётка в природу не получилось, придётся его выкармливать, но и после того, как птенец превратится в молодую птицу, выпустить его будет уже нельзя – не освоивший под чутким родительским руководством всех премудростей дикой жизни, такой выкормыш в природе скорее всего обречён на скорую смерть. Единственный способ обеспечить его существование теперь – это оставить у себя дома до конца жизни.
Однако иногда случаются ситуации, когда птенцы действительно попадают в беду и нуждаются в помощи. Во-первых, гнездо может быть разрушено на ранней стадии, когда птенцы ещё не способны нормально его покинуть. Его может повредить ветер, дождь, хищники или мальчишки. Наконец, может погибнуть один или даже оба родителя. Во всех этих случаях взять на себя заботу по искусственному выкармливанию птенцов – единственный способ сохранить им жизнь.
Выкармливание птенцов – дело очень непростое и хлопотное. Кормить их необходимо не реже, чем раз в час, с перерывом на 4-6 ночных часов. Птенцов большинства видов наших певчих птиц можно выкормить смесью их сваренного вкрутую куриного яйца, творога и нежирного, мелко протёртого мясного фарша, хотя очень желательно, чтобы в состав рациона входили живые насекомые - некрупные мягкие гусеницы, мучные черви, муревьиное "яйцо" и т.п. В состав корма обязательно следует включать поливитамины и минеральные добавки. Поить птенцов нужно из пипетки. Если подобранный птенец отказывается принимать пищу в течение 2-3 часов, его необходимо покормить насильно, раскрыв клюв вручную и протолкнув комочек пиши, смоченный в воде, ему в глотку. Как правило, после 1-2 таких кормлений птенец соображает что к чему и сам начинает открывать рот. Маленьких птенцов, у которых ещё не распустились перья, необходимо обогревать, поддерживая температуру на уровне 26-28 градусов. Для этих целей подойдёт резиновая грелка или просто стеклянная банка, наполненная горячей водой и обёрнутая в чистую тряпку. Разумеется, это только самые общие рекомендации, но подробное обсуждение нюансов выкармливания птенцов выходит за рамки темы этой статьи. Однако на одном из таких нюансов, мне кажется, всё-таки стоит остановиться.
Из некрупных птиц отечественной фауны чаще всего в беду попадают птенцы стрижей. Стриж не относится к отряду воробьинообразных, к которому принадлежат все мелкие певчие птицы (дрозды, скворцы, славки, мухоловки и пр.) и в его семьях царят совершенно иные, чем у них, порядки. Родители-стрижи кормят птенцов только до тех пор, пока они находятся в гнезде – соответственно, те в норме и сидят там до тех пор, пока полностью не разовьются и не будут готовы к самостоятельной жизни. Но в случае бескормицы (например при длительном ненастье) птенцы могут попытаться покинуть гнездо раньше срока – и тогда они обречены, поскольку упавшего на землю стрижонка родители искать и докармливать не станут. Дело в том, что даже взрослые стрижи никогда не садятся на землю и практически неспособны с неё взлететь. Так что если вы нашли на земле стрижа – можете не сомневаться – эта птица в беде. Взрослого стрижа, если он не ранен, в такой ситуации достаточно просто подбросить в воздух, а вот молодого придётся сначала дорастить до «летабельного» состояния. Но зато потом можно будет безбоязненно его отпустить – ведь в любом случае молодой стриж, покинув гнездо, осваивается в мире самостоятельно, без дальнейшей родительской опеки.
Сказанное про стрижей ни в коей мере не относится к ласточкам – несмотря на внешнее сходство, они не состоят со стрижами в близком родстве и ведут себя со своими птенцами так же, как и певчие птицы (к которым они, в отличие от стрижей, и относятся) – то есть, докармливают и обучают птенцов ещё долгое время после того, как они покинут гнездо. Если вы не уверены, кто именно попал вам в руки – стриж или ласточка – взгляните на его лапки. У ласточки лапа устроена так же, как у всех других певчих птиц, то есть три пальца смотрят вперёд, а один – назад. А вот у стрижа все четыре пальца направлены вперёд, лапка больше похожа на звериную. Этим стрижи отличаются не только от ласточек, но и вообще от всех других птиц. Кроме того, у всех наших ласточек белое брюхо, а вот у стрижей оно тёмное, только на горле небольшое белесоватое пятно.

Comments 
29th-May-2009 07:54 pm (UTC)
Ура! Наконец-то! Первую ссылку срочно кидаю к себе в ЖЖ.
30th-May-2009 02:53 am (UTC)
Ну да, я читал вашу статью - в частности, и поэтому не торопился выкладывать свою. Но зато у меня - с картинками! :)
30th-May-2009 07:03 am (UTC)
Спасибо большое! Очень полезно и своевременно! Скажите, пожалуйста, а распространенное мнение, что если до птенца дотронуться или взять в руки, то родители его больше не признают - это соответствует действительности?
30th-May-2009 04:18 pm (UTC)
Нет, не соответствует. Орнитологи сплошь и рядом кольцуют подросших птенцов - и родители относятся к этому спокойно. Чтобы родители перестали кормить птенца - нужно унести его так далеко, чтобы они просто не смогли его отыскать.
30th-May-2009 08:34 am (UTC)
Прокомментируйте, пожалуйста, следующую ситуацию. В лесу на меня сквозь кусты малины надвигался ПИСК :). Оказалось это слеток. Он все время двигался и все время громко пищал. Часа два он был видим и слышим. З а это время я ни разу не видела родителей. Я специально не подходила к нему и не обращала внимания. Дело было на базе отдыха, состоящей из домиков, разбросанных по лесу, т.е. птицы там привычны к людям. (Как-то раз зарянка приземлилась в 10 см от моей ноги, смерила меня взглядом, склевала косиножку и улетучилась). Я читала статьи про слетков и поэтому не стала вмешиваться. Но я до сих пор сомневаюсь, может, надо было? А Вы как считаете?
Вот фото объекта, хто это?
[URL=http://www.radikal.ru][IMG]http://s44.radikal.ru/i106/0905/34/b18036a8850c.jpg[/IMG][/URL]
30th-May-2009 08:41 am (UTC)
30th-May-2009 04:15 pm (UTC)
Это молодая славка-черноголовка. В принципе, нет ничего удивительного что родители при вас не появились. Славки - птицы очень осторожные, это не зарянка. Так что вы всё сделали правильно.
30th-May-2009 10:50 am (UTC)
Спасибо! Это полезная статья!
31st-May-2009 01:08 pm (UTC)
а что насчет сов? недавно какой-то телеканал показывал, как спасли выпавшего из гнезда совенка - унесли куда-то откармливать, чтобы потом выпустить в лес.
31st-May-2009 07:37 pm (UTC)
С совами всё обстоит так же как с остальными. Так что тем телевизионщикам за подобную рекламу надо бы их камеры... ну, скажем, заставить съесть без соли и уксуса :) Совёнка же искренне жаль.
2nd-Jun-2009 02:01 pm (UTC)
Огромное спасибо. Сегодня же дам прочитать ребенку. Он меня слетками просто достал - над каждым рыдает и требует «спасти».
2nd-Jun-2009 08:22 pm (UTC)
Можно попросить Вас разместить (или разрешить мне разместить с указанием авторства и ссылкой на вашу страничку) эту статью в нашем сообществе http://community.livejournal.com/birdguide_ru/ ?

Заранее благодарю.
2nd-Jun-2009 08:44 pm (UTC)
Конечно, делайте репост. Особенно актуально в свете последней записи в сообществе ))
5th-Jun-2009 06:21 pm (UTC)
Скажите, пожалуйста, а у ворон тоже слетки или нет?
5th-Jun-2009 07:03 pm (UTC)
Конечно есть. Причём, у ворон имеется забавная особенность: слётков-воронят кормят не только свои родители, но и любые другие. Отсюда вывод - воронёнка можно выпускать где угодно, где есть другие вороны. Голодным не останется.
8th-Jun-2009 10:46 am (UTC)
Спасибо!!! Очень ценная статья!
16th-Jun-2009 04:52 pm (UTC)
большое спасибо за статью! Сегодня нашли похоже двух синичек. Очень переживала, но домой реши не брать подумав что потом они не снова не приспособятся в природе. А оказалось все верно сделали. Теперь я успокоилась))
6th-Jul-2009 08:01 am (UTC)
Спасибо!
пысы. Со стрижами да, всегда печально((
7th-Jul-2009 08:33 pm (UTC) - птенец стрижа
Здравствуйте!
Посоветуйте, пожалуйста, что мне делать с птенцом стрижа.
Вчера сотрудница мне принесла птичку. Говорит, она вылетела из гнезда и очень сильно ударилась о стену, упала. Бедняжку подобрала собака и отдала хозяйке. Птичку положили в открытую коробку, поставили баночку с водой и накрошили хлеба, но стрижонок, разумеется, ничего не ел и не пил. Ко мне она попала через 2 дня, вчера вечером. Птице явно плохо. Видимых повреждений нет, крылышками и лапками шевелит, но один глазик почти не открывает (похоже, этой стороной ударилась). Вчера она сидела в коробке не шевелясь, не убегая от руки. Я думала, она не переживет ночь. Насильно ее поила и кормила покупной смесью для насекомоядных птиц, сильно размоченной в воде. Кажется, это все-таки птенец, хоть и взрослый: несколько перьев еще в "трубочках", но хвостик уже довольно большой, да и клювик уже не желтый (хотя не знаю, какой он бывает у стрижат).
Сегодня птичку поили и кормили той же смесью каждые 2-3 часа. Стало ли ей лучше, сказать сложно: она начала передвигаться по коробке и даже один раз зашипела на меня, но в основном лежит, как положили, с закрытыми глазами. Простите за подробность, утром первый раз покакала (вечером и ночью подстилка оставалась чистой) - чем-то зеленым.
Чем можно помочь ей?
Заранее благодарна за ответ.
7th-Jul-2009 09:14 pm (UTC) - Re: птенец стрижа
Собственно, в этой статье уже всё написано. Всё что сказано о выкармливании птенцов певчих птиц, применимо и к стрижам. Покупная смесь для насекомоядных птиц для выкармливания птенцов не годится - она слишком грубая. Кроме того, несколько сомнительно, что у вас именно стрижонок - вообще-то для них рановато. Хотелось бы взглянуть на фото, чтобы определить, к какому виду относится ваш птенец.
8th-Jul-2009 10:09 pm (UTC)
Спасибо большое! Так он маленький! Я думала, уже почти взрослый...
Сколько опарышей можно скармливать за раз? И сколько раз за день? Я ему на ночь их ошпарила и почистила от скорлупы, дала 4х - этого не мало? Завтра чистить уже не буду.
Мучные черви - это tenebrio molitor? В Москве, конечно, можно найти все, что угодно, это же Москва, а я живу в маленьком приморском городке... С опарышами была морока: в зоомагазинах только сухие корма продаютя, я обьясняла о личинке, на которую ловят рыбу, мне только в магазине для рыбаков показали устрашающего вида червя размером около 20 см, для морской рыбы. Пока нашла этих личинок для экзотической здесь пресноводной рыбалки... Поищу, куда ж деваться? Как давать мучных червей? Живыми? по сколько за раз? А сверчков?
А помимо опарышей, червей и сверчков, что можно еще давать? Можно говяжий или куриный фарш? Морковь, капусту, яйцо? Хоть что-нибудь помимо этих червей? Или, пока не найду сверчков с червями, кормить только опарышами?
Еще раз, спасибо большое!
9th-Jul-2009 03:57 am (UTC)
ПО пунктам: 4 опарыша - нормально, но через час нужно дать ещё столько же. Латынь мучного червя вы наисали правильно. Скармливать их нужно убитыми (обычно перед скармливанием им раздавливают голову пинцетом). По поводу того, чем можно ещё кормить и как часто - да прочитайте же наконец мою статью! Вот она, чуть выше...
Page 1 of 10
<<[1] [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] >>
This page was loaded Jul 21st 2018, 2:10 am GMT.